У каждого из нас свой жизненный путь.
Кем быть? Каким быть? Эти вопросы рано или поздно приходится решать каждому
из нас.
Одни становятся бизнесменами, другие – врачами, третьи – спортсменами, а
кто-то выбирает трудный, но необходимый путь Учителя, преподавателя.
Учитель, педагог, наставник – это не
профессия, а скорее призвание. Ведь не каждому дано стать великим
художником, гениальным композитором или известным актёром. Не каждый может
стать и настоящим Учителем.
Существует такая легенда. «Много тысяч
лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей, и решил помочь им.
Созвал Он Высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один
из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой – послать манну
небесную, третий – божественную воду. А четвёртый Высокий Дух изрёк: «Вложи
в каждого человека жажду познания и дай им учителя». И послал Бог на землю
Учителей: Моисея, Будду, Иисуса Христа и Мухаммеда. А потом собрал своих
ангелов и наказал им быть учителями для детей человеческих. С тех
незапамятных времён рождаются на земле ангелы, взрослеют и спешат к детям,
чтобы направить их на путь истинный».
В юности я мечтала стать учителем
информатики, занималась много и с большой охотой. Моим идеалом была моя
учительница Крауз Галина Сергеевна. Талантливая, умная, строгая,
справедливая, она покорила меня мощью своих знаний.
После окончания Иркутского
государственного педагогического института я начала свою деятельность в
восьмом классе обычной сельской школы. Минимум педагогической практики,
максимум желания – все, что было в моей педагогической шкатулке. При этом
главным принципом всей деятельности стали слова И.Гете: «Мало знать, надо и
применять. Мало хотеть, надо и делать».
Опыт мировой педагогики,
профессиональная деятельность, общение с коллегами и друзьями, собственные
размышления создали тот сплав, который составляет мои жизненные и
педагогические воззрения.
Воспитать человека образованного,
причем гуманными методами – вот идеал, к которому стремлюсь я. Кем бы ни
хотел стать молодой человек, он, прежде всего, должен стать Человеком,
различать добро и зло, иметь свои убеждения. Для этого нужно искренне любить
людей, правду, откровенность. Это невозможно без веры в себя, без
способностей к самопознанию.
В учебном процессе объективно
возникает противоречие между коллективными формами обучения и индивидуальным
характером усвоения знаний, умений и навыков. Это противоречие стимулирует
меня к поиску эффективных путей дифференциального подхода к каждому
учащемуся. Зажечь вдохновенье, возбудить интерес к предмету и своим
возможностям, помочь открыть что-то свое – моя задача.
Ничто не возбуждает умственную
деятельность, как создание творческой атмосферы на уроке, активное участие в
занятиях.
Творческое обучение требует
индивидуализации, учета психологических различий учащихся.
На уроках я люблю повторять: «На свете
есть три вещи: желание, знание и труд. Только желание прокладывает дорогу
знаниям. Только упорный труд позволяет овладеть знаниями, и тогда все вместе
они открывают врата успеха».
Успешность учения зависит от
совместного труда учащегося и преподавателя. Не все учащиеся одинаковы.
Учащиеся отличаются друг от друга по интересам, складу характера, отношением
к преподавателю и т.д. Что делать с теми, кого не тревожит жажда знаний?
Опыт показывает, что с такими учащимися нужна индивидуальная работа.
Самостоятельная деятельность позволяет
сблизить преподавателя и учащегося, создает атмосферу сотрудничества,
обеспечивает уверенность учащихся в собственных силах, в возможности
достижения успеха.
На мой взгляд, личность преподавателя
играет не последнюю роль. Учащиеся ценят в преподавателе, прежде всего,
доброжелательность, отзывчивость и понимание, ровность в общении, юмор и
широту взглядов, увлеченность своим делом, возможность в любой момент
получить дружеский совет и помощь, потом уже профессионализм и
компетентность. И радостно слышать при встрече слова: «Как жаль, что вы
больше у нас не преподаете!»
Уча других, учусь сама. Я всегда ищу
что-то новое в педагогике, в методике, апробирую на своих уроках и оставляю
то, что находит отклик в моей душе, в моих мыслях.
Много воды утекло с той поры, когда я
впервые решила стать учителем, но до сих пор я вспоминаю слова любимого
учителя: «Есть две профессии, в выборе которых ошибаться нельзя: врач и
учитель. Первые лечат тело, а вторые – души людей. И ошибки в их работе
обходятся слишком дорого». Эти слова глубоко запали мне в душу. И в своей
работе я стараюсь быть очень внимательной и чуткой по отношению к учащимся,
помня, что каждый мой неправильный шаг, каждое случайно сказанное слово
может привести к непоправимым последствиям. Я делаю всё возможное для того,
чтобы помочь студенту познать себя, самоопределиться и по возможности
самореализоваться. Радуюсь, когда ребята с интересом идут ко мне на урок, но
не менее важно для меня и то, что я сама иду на урок с удовольствием и жду
встречи с ними.
Конечно, труд учителя нелёгок. И дело
не только в затраченном времени и в тех титанических усилиях, которые
приходится прикладывать педагогу, чтобы вложить в юношеские головы азы
науки. Самое трудное в нашей профессии – научить своих подопечных быть
Человеком в самом высоком смысле этого слова. А для этого необходимо найти
ту единственно верную дорожку, которая ведёт в сердце каждого студента. Н.
К. Крупская писала: «Для ребят идея неотделима от личности. То, что говорит
любимый учитель, воспринимается совершенно по-другому, чем то, что говорит
презираемый ими, чуждый им человек». Искусству душевного контакта нельзя
научиться по учебнику, нельзя свести его к какой-то сумме правил. Его
важнейшая предпосылка – чуткость и душевная открытость самого воспитателя,
его готовность понять и принять нечто новое и непривычное, увидеть другого
как себя и себя как другого. А настоящий учитель, на мой взгляд, и обладает
всеми этими качествами.
Труд учителя сродни труду хлебороба и
строителя: из зёрен добра и справедливости выращивает он души детей, из
кирпичиков знаний складывает их разум, помогает найти себя, свой путь в
жизни. И если хоть один из моих студентов сможет найти своё призвание и
будет гордо нести звание Человека, значит мой выбор – стать Учителем – не
был ошибкой, и все мои усилия оправданы.